Yakov Ginzburg Шахматы Иркутск Иркутская область шах соревнования шахматисты ЕФШИ шах иркутск мат турнир соревнования блиц шахматы Иркутская Шахматная Федерация http://chessirkutsk.ru Sun, 22 Jul 2018 08:12:36 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Статья Якова Гинзбурга о Николае Кривоносе для 21 номера черного слона написана в декабре 2007 г. http://chessirkutsk.ru/index.php/home/item/108-статья-якова-гинзбурга-о-николае-кривоносе-для-21-номера-черного-слона-написана-в-декабре-2007-г.html http://chessirkutsk.ru/index.php/home/item/108-статья-якова-гинзбурга-о-николае-кривоносе-для-21-номера-черного-слона-написана-в-декабре-2007-г.html

 

Есть такое понятие в журналистике и современных PR-технологиях  – заказная статья. В условиях бурного российского политического процесса такие материалы крайне востребованы. Высвечивая определенный негатив и затушевывая позитив, заказные статьи нередко оборачивают с ног на голову различные факты, явления и события. Однако отнюдь не обязательно заказные материалы – это негатив, сплетни, домыслы и вынесение на публику «грязного белья». Встречаются и хвалебные песни, и услужливое поклонение, и льстивое благоговение – так, в России, например, принято было слагать оды при восхождении на трон правителей. В том или ином обличье заказ на творчество существовал всегда.

Все это я веду к тому, что данную статью можно тоже рассматривать как заказной материал, но в самом положительном смысле этого слова, поскольку для вестника «Черный слон» меня попросили прокомментировать творчество яркого шахматиста и нынешнего чемпиона Иркутской области – Николая Кривоноса.


Став в этом году чемпионом Иркутской области по классическим шахматам, Николай Кривонос, несомненно, добился одного из самых громких успехов в своей карьере. Николай – признанный ведущий шахматист области и, по сути, уже ветеран шахматного движения, и я был очень рад услышать, что он, наконец-то, заслуженно победил в чемпионате области с крайне сильным составом. Нижнеудинец  в последние годы очень плотно трудился над шахматами, много играл в различных турнирах – такая постоянная работа вылилась в достойный результат.

Если попытаться охарактеризовать Николая как шахматиста, то его стиль достаточно универсален. Крайне изворотлив в защите, борется всегда до последнего хода. Неплохо видит тактику, любит играть эндшпиль. Я видел очень много партий, игранных Кривоносом черным цветом, которые разворачивались по следующему сценарию: несколько небрежно разыгранный дебют (отсталость в развитии, уступка пространства), в миттельшпиле соперник решает закончить дело – ведет атаку, часто с жертвами, Николай скрупулезно ход за ходом (иногда темп в темп) отражает угрозы и в итоге отбивается (зачастую вовремя проведя размены); получившийся эндшпиль примерно равен, а, может быть, уже и чуть лучше у черных – и вот тут Кривонос оказывается на голову выше соперника, в том числе и в плане психологической устойчивости к происходящим на доске метаморфозам. Конец партии Николай проводит исключительно (зачастую, в условиях обоюдного дефицита времени) и зарабатывает «трудовую» победу.

Как мне кажется, одной из отличительных черт Кривоноса является его способность к самоанализу и постоянному самосовершенствованию. Он всегда проводит так называемую «работу над ошибками». Я сыграл с ним немного партий в классические шахматы, но каждую из них в последующем совместном анализе мы затерли буквально до дыр. А ведь Николай анализирует так каждую партию со своим соперником, и иногда анализ превышает время игры. Удивительным образом проявляется здесь стремление Николая к шахматной истине. Не в последнюю очередь, именно поэтому я взялся прокомментировать не блестяще выигранную Николаем Кривоносом партию с обилием жертв и тонкой стратегической игрой (коих не счесть!), а, наоборот, сенсационное поражение на турнире «Байкал-2007» от среднего (но вдумчивого и прогрессирующего!) шахматиста Михаила Арыштаева.


Кривонос Н. – Арыштаев М., Иркутск 2007

1.е4. Так Николай играет редко, как правило, только в том случае, если играет с заведомо более слабым соперником, или знает, что черные ответят сицилианской защитой. В данном случае оба условия вроде бы соблюдены…

1…с5 2.Kf3 e6 3.d4 cd 4.Kd4 Kf6 5.Kc3 d6 6.Ce2 a6 7.0-0 Ce7 8.a4 Kc6 9.Ce3 0-0 10.Kb3 Ka5 11.Ka5 Фа5


Эта позиция встречалась еще в 30-х годах прошлого столетия. Так, партия Фрейман – Панов (полуфинал чемпионата СССР, Киев 1938) продолжалась: 12.Фd2 Kph8 13.Cd4 e5 14.Ce3 Ce6 15.b4 Фс7 16.Kd5 Cd5 17.ed Ke4 18.Фd3 Kc3 19.Лfc1 Лас8 20.Сf1 f5, черные перехватили инициативу и в дальнейшем добились победы.

12.Фd3!? Необычный ход. Стандартный выбор – 12.f4 и 12.Фd2. Однако, ход в партии отвечает духу игры Кривоноса: он любит избыточную защиту (в данном случае пешки е4 и коня с3) и профилактику (b7-b5 черные уже не сыграют никогда).

12... Cd7 13.f4 Лad8 14.Cf3 Cc6

Позиция примерно равная. Возможен был перевод коня в центр 15.Ке2. Николай избирает более агрессивное продолжение, оттесняя фигуры черных пешкой «b» с темпом три раза подряд и завоевывая пространство на ферзевом фланге. Обзавестись высоко стоящей пешкой для эндшпиля Кривонос не гнушается практически никогда.

15.b4!? Фс7 (15…Фb4? 16.Лfb1!) 16.b5 Cd7 17.b6 Фb8



Белые выиграли в пространстве, но перевеса у них нет. У черных фигуры стоят гармонично, и в их позиции нет слабостей.

18.Ke2 (с идеей с4) e5 19.f5?!


Мне не очень нравится данный ход, но это выбор вкуса, и Николай Кривонос любит закрытые позиции с длинными пешечными цепями. Продвижением пешки белые берут на себя повышенные обязательства, а у черных появляется четкая контригра. С этого момента появляется повод вспомнить, что в шахматы играют двое. И далее блестяще играет Михаил Арыштаев, показывая, как он впитал классические схевенингенские идеи. Фигуры черных расставляются на лучшие места, как актеры в хорошо режиссированном спектакле.

19…Cc6 20.c4 Kd7 21.Kc3 Kc5 22.Фс2



22…Лd7! (образцовый ход!) 23.а5 Фd8 24.Фb1?! (почему не 24.Kd5!) Cg5 25.Cf2 g6!



Черные перехватывают инициативу, для начала крошится пешечный центр белых и вскрывается важнейшая вертикаль «g».

26.Cd1?! (не совсем понятный маневр слона, абсолютно необходимо было 26.Kd5) gf 27.ef Фf6! (фигуры черных занимают важнейшие высоты как по расписанию) 28.Cc2 (уж лучше 28.Kd5 Cd5 29.cd e4) Фh6 29.Ce4?



И все еще следовало сходить 29.Kd5. Николай с каким-то маниакальным упорством отказывает делать этот естественный и напрашивающийся ход. В последнем ходе белых, видимо, и заключался смысл перевода слона. Мне лично идея совершенно не нравится, потеряно три темпа, слон встает на ту же большую диагональ, да еще и на размен, после которого давление на пункт g2 становится нестерпимым.

29…Ke4 30.Ke4 Cf4 31.h3 f6! (решающее подключение ладьи) 32.Ла3 Хороший цепкий ход, белые берут под защиту пешку h3 и всю третью горизонталь, но избежать возмездия за стратегические ошибки им уже не удастся.

32… Лg7 33.Лd1 Фh5 34.g4?! Такие позиции, конечно, защитить без помощи соперника невозможно, и, в принципе, проигрывают все продолжения. Несколько дольше позволяло сопротивляться 34.Kg3.



34…Лg4!? (34…Фf5! было надежнее, но азарт борьбы захлестнул и предводителя черных фигур – не каждый раз можно пожертвовать Кривоносу ладью!) 35.hg Фg4 36.Kpf1?? Грубый зевок, после которого у черных и позиционный и материальный перевес. Компьютер дает следующую первую линию: 36.Лg3! Сg3 37.Кg3 Фh3 38.Лd5 Сd5 39.cd Крh8 40.Фf1 Фh4 41.Фd3 Фg4 42.Фe2 Фf4 43.Крf1 Лg8 44.Кe4 Фf5 45.Крe1 Лg2  -1.02/d16 Shredder 9.11. Найти такие продолжения, конечно, белковым шахматистам тяжело, но Николай просто обязан был это сделать.

36…Ce4 37.Фе4 (37.Фb3 позволяло продлить агонию) Фd1 38.Kpg2



38…Kph8! (да здравствует линия «g»!) 39.Cg3 Лg8 40.Лf3 h5! 41.Kph2 h4 42.Cf4 Фg1 43.Kph3 Фg2 44.Kph4 Фg4 #  0:1.

В целом, Николай Кривонос в данном поединке недооценил соперника и переоценил собственную позицию. И, если честно, то я уверен, что работа над ошибками этой партии уже Николаем Кривоносом проведена, а одно проанализированное поражение, как известно, стоит не одной будущей победы. И это постоянно доказывает своими успехами лучший шахматист Иркутской области этого года. Берите пример, господа!

написана в декабре 2007 г.

Яков гинзбург

]]>
Главная страница Sun, 26 Dec 2010 14:08:13 +0000